Без конца натыкаюсь
в разных местах даже не на сами утверждения, а на опровержения где-то
кем-то сказанных слов, будто бы бардовская песня умерла. И каждый раз
впадаю в некоторое недоумение: с чего, собственно, они это взяли? По-моему,
уже в каждом доме есть кассета с "песнями нашего века", и вообще
записей стало столько, что всё время приходится делать суровый выбор -
нельзя же перетащить к себе весь магазин "Рапсодия", хотя и
хочется.
И ещё нас всё время убеждают, что мы не поём. Нет, наверное, те, кто об
этом говорит, те не поют. Я им очень сочувствую, хотя, в общем, это их
личные трудности. Потому что те, кому хочется, не только поют, но ещё
и ходят на концерты, и, между прочим, билеты покупают и деньги платят,
чтобы не только послушать, но и спеть вместе с Сергеем Никитиным или,
например, Виктором Берковским, а чаще - с целой компанией всем известных
бардов. Вот на этот раз мы пели, главным образом, с Александром Дуловым,
хотя на его вечере в ЦДХ, прошедшем 9 ноября 1999 года по случаю выхода
компакт-диска с его песнями, на сцену выходили и другие: Никитин, братья
Мищуки, Галина Хомчик, Ляля Фрайтор, Дмитрий Сухарев.
Сколько раз мне случалось бывать на подобных вечерах ( и даже утренниках),
столько раз убеждалась, что не обязательно сидеть при свечах или у костра,
достаточно собраться вместе. И теперь, когда исчезло обаяние запретности
и не отвлекаешься на восторг по поводу самого события - надо же, песня
на слова Мандельштама, на слова Цветаевой! - несколько мешающий воспринимать,
о чём, собственно, речь идёт, остаётся только суть, то, ради чего собираемся.
То, ради чего мы вообще на самом деле ходим в кино, театры и на концерты,
да и книги читаем, - разговор на другом, не бытовом уровне.
Вот и сейчас, когда села писать и добралась до слов "авторская песня",
остановилась и призадумалась: что это, собственно, вообще означает? Мы,
конечно, сразу понимаем, о чём речь, но всё-таки: авторская - в противоположность
чему? Народной? Да нет, авторская песня местами переходит в народную,
как случилось с одной известной песней Юлия Кима. Вот и у Александра Дулова
есть, по-моему, вполне народная песня - "Ой-ёй-ёй" (это где:
"хошь режь меня, хошь ешь меня..."). И нельзя же сказать, что
под авторской песней подразумевается самодеятельная, пусть даже у авторов
есть другие, основные профессии. И не обязательно у текста и музыки автор
один. В отличие от Окуджавы или Кима, Дулов, как и Никитин, - композитор,
пишущий музыку чаще всего на чужие слова. А нежно мной любимая Галина
Хомчик вообще только исполнитель, но никто не называет её эстрадной певицей.
Или авторская песня - это песня, в которой есть авторская интонация? И
тогда что такое все остальные песни? Я пока не нахожу точных определений,
но, мне кажется, что-то всё-таки понимаю. Это бесконечный, текучий, непрерывный
процесс. Стихотворение входит в постоянно меняющийся, в том числе и этими
стихами изменяемый, мир автора музыки, вот в данном случае - Александра
Дулова. Он явно не роется в текстах, чтобы выдать продукцию, песня - естественный
ответ на послание, заключённое в стихотворении. А потом уже мы на что-то
откликаемся, и некоторые песни почему-то нравятся многим, становятся всем
известными, и тогда песня, в свою очередь, становится посланием, опознавательным
знаком, элементом структуры фильма. Или, например, основой для номера
фигуристов - у Дулова и такое было, я ещё помню, как катались под "Хромого
короля".
Я, наверное, даже не смогу перечислить всех поэтов, на чьи тексты написаны
песни - от Набокова и Ходасевича до Иртеньева (расставляю просто по хронологии,
не выставляя оценок). И даже не пытаюсь судить, что более значительно,
что менее. Для меня важнее всего то, что больше задело, поэтому говорю
только о тех песнях, которые для меня оказались главными. Их оказалось
пять, и только одну я знала раньше - "Вот и лето прошло" на
слова Арсения Тарковского. Остальные три стихотворения - "Заклинание"
Евгения Евтушенко, "Античная ваза" Александра Кушнера и "Рыбак"
Владислава Ходасевича - мне вот только теперь и открул Александр Дулов.
Меня, наверное, уже кто-нибудь уличил в неумении считать - нет, один плюс
три будет четыре, и я ничего и никого не забыла. Но так получилось, что
музыку к "Рыбаку" - не знаю, одновременно ли, но - независимо
друг от друга написали Сергей Никитин и Александр Дулов. И если бы другими
были написаны свои варианты музыки, может быть, это помогло бы высветить
что-то ещё, что заложено в стихотворении. Песня Никитина - история законченная,
хотя и ещё не свершившаяся, она произойдёт один раз: как однажды и навсегда
увёл детей из города крысолов, так и здесь - солнце погаснет навсегда.
А в песне Дулова те же слова создают ощущение вечно повторяюшей истории,
и не только потому, что повторяется первый куплет. Его Рыбак мягче и наивнее,
и солнце ловит без злого умысла. И разница между этими песнями примерно
такая, как между сказкой и мифом.
Конечно, я не стану никого уверять, будто именно я всё поняла правильно.
Но в мою картину, в мой узор в этот вечер вплёлся именно такими красками,
и что-то, наверное, в дальнейшей жизни изменит, потому что чуть изменился
угол зрения. Хотя на вечер я шла совсем не за этим, а попросту собиралась
отдохнуть, удовольствие получить, послушать, подтянуть, где смогу. Но
вот нашла больше, чем думала найти. А выводов никаких из этого делать
не стану, не ждите, - живу пока дальше, от события к событию.
Александра
Василькова
"Экран и сцена" (еженедельная московская газета), номер 49-50,
декабрь 1999 г.
|